Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Понравился ли Вам наш сайт?
Всего 64 человека

Страничка психолога

Дата: 15 ноября 2016 в 10:45, Обновлено 14 июня 2017 в 12:46

Рисунки на асфальте 

                            

  Рисование на асфальте — это не только веселое занятие во время прогулки. Это и творчество, и познание малышом окружающего мира. Ведь рисовать асфальтными мелками это совсем не то же самое, что водить по бумаге карандашом или кисточкой.   Здесь совсем другие ощущения. А ведь для малышей творчество — это не столько результат, сколько процесс. И не так важно на самом деле, какой рисунок, в конце концов, появится на асфальте.

  Итак, захватите на прогулку коробочку с асфальтными мелками. Чем младше ребенок, тем толще и длиннее должны быть мелки. Малышу будет удобно сжимать толстый мелок в кулачке, и он не поранит ручку об асфальт. А детишкам постарше будет удобнее рисовать маленькими мелками. Понятно, что чем больше цветов будет в вашем наборе, тем лучше. Итак, что же рисовать? Пусть решает малыш, а вы поддержите его идеи. Ребятишки любят, когда мама не просто стоит в стороне и наблюдает, а принимает в рисовании непосредственное участие. Нарисуйте цветы, бабочек и божьих коровок, или гоночные автомобили, или динозавров — одним словом то, что наиболее привлекательно для ребенка в данный момент. Самые маленькие художники любят дорисовывать мамины рисунки. Мама рисует тучку, а малыш дождик. Мама изображает ежика, а кроха — иголки у него на спинке. Нарисуйте разные геометрические фигурки и предложите ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. На что похож круг? Это может быть и яблоко, и воздушный шарик, и солнышко, и цыпленок. А во что превратится квадрат? В сумку, телевизор, робота. Предложите крохе обвести мелом формочки для песка, листья разных деревьев. Так у вас получатся красивые силуэты. Их можно закрасить, а еще лучше — заштриховать. Отличное упражнение для развития мелкой моторики!

  Если рядом оказалась лужа, вас ждет увлекательная творческая игра. Пусть малыш обмакнет мелок в воду и рисует на асфальте мокрым мелом. Он получит совершенно другие ощущения и результат. А еще можно порисовать мелом на камнях, осколках керамической плитки, на деревянном заборе или коре дерева. Не стоит волноваться об оставленных следах. Первый же дождь полностью смоет все ваши художества. А еще интересно рисовать с продолжением. Если вы создавали свой асфальтный шедевр в укромном уголке двора, где его не сотрут ногами прохожие, и если ночью не было дождя, рисунок можно дорисовать на следующий день. А может, к вам присоединятся и другие юные художники. Тогда рисунок станет еще замечательнее.

Развитие игровых навыков у "особого" ребёнка. 

  Известно, что ведущей формой деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста является игра, в связи с чем родителям и специалистам, работающим с ребёнком, следует особое внимание обратить на стимуляцию игровой деятельности. Известно,  что игра у здорового ребёнка развивается поэтапно.  На первом этапе игры ребёнка являются действиями определёнными предметами – это предметы игры, которые развиваются на основе предметно-манипулятивной деятельности.
  Считается, что для мыла самой первой «игрушкой» является он сам. С помощью рук он начинает узнавать собственное тело, а с помощью рта он исследует свои руки. С первых месяцев жизни  он рассматривает всё, что его окружает, он вытягивает руки и смотрит на них, приближая их к лицу.  Всё его поведение направлено на исследование и познание окружающего.  В возрасте 4-8 месяцев у ребёнка развивается возможность узнавания знакомых предметов на расстоянии и захватывания их с участием большого пальца и конечных фаланг других. Родителям следует учить ребёнка в процессе совместной игры исследовать предметы путём повторных проб с ним, в том числе и проб с их опорожнением и наполнением.
  Родителям следует научить ребёнка пить из чашки, пользоваться ложкой. С этой целью полезно проводить игры-упражнения с наливанием и выливанием воды. Ребёнку полезно предлагать игр ушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных (игрушки на ниточках). Постепенно развивают манипулятивную деятельность и тактильно-осязательное восприятие. На этом же этапе необходимо стимулировать все представленные выше навыки, проводить активные игры с малышом. При этом важно научить ребёнка одновременно держать два предмета и манипулировать ими.
  На первом этапе игровые действия носят в основном подражательный характер.
  На втором этапе игровое действие в большей степени соответствует реальной действительности, более чётко разделяются функции, наблюдается логическая последовательность действий, отражающих реальную действительность. 
  На третьем этапе действия становятся ещё более разнообразными их логика и характер, определяемый взятой на себя ролью.  В игре начинается использоваться специфическая ролевая речь. 
  Наконец, на четвёртом этапе содержание игры включает в себя выполнение действий, отражающих отношения с другими людьми, роли которые выполняют другие участники игры. Наблюдается тесная связь ролевых функций, речь чётко выполняет ролевую функцию. Характерна чёткая последовательность игровых действий, отражающих реальную последовательную логику событий. 
  В игре развиваются различные виды взаимоотношений между детьми, которые определяются сюжетом и содержанием игры, что имеет важное значение для развития коммуникативного поведения и личности.
  Наконец, в старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осваивать новый тип игры – игры с правилами. В играх уже более чётко определена основная задача, отмечается более чёткое соотнесение сюжетно-ролевого содержания с правилами. Особые группы игр с правилами составляют подвижные игры, например, «Кошки-мышки».
  К играм с правилами относятся так называемые дидактические игры. В этих играх детям предлагается решение определённых умственных задач, представленных в игровой форме.     Эти игры развивают познавательную деятельность ребёнка, формируют у него познавательную активность.
  Известно, что многие дети с отклонениями в развитии и различными заболеваниями центральной нервной системы не умеют играть, что ещё более задерживает их психическое развитие. Следует иметь в виду,  что непродуктивность игровой деятельности, и даже игры совместно со взрослым, может быть обусловлена повышенной психической истощаемостью малыша и в связи с этим низким уровнем мотивации. Поэтому мать должна стимулировать и побуждать ребёнка к игре. Важное значение имеет похвала и одобрение действий ребёнка. Если при виде игрушек ребёнок самостоятельно не играет, взрослый начинает играть вместе с ним. При этом взрослый прежде всего воспитывает у ребёнка интерес к игрушкам, играя с ним вместе, заинтересовывает его в контакте. Важно воспитывать у ребёнка адекватность игровых действий в соответствии с игровым материалом. 
Упрощенный процесс обучения протекает следующим образом.
1.    Ребёнку даётся инструкция, что он должен сделать.
2.    Если необходимо, ему оказывают помощь.
3.    Ребёнку дают понять, что он сделал хорошо.
  Важное значение имеет одобрение, чтобы похвала не потеряла своего побуждающего действия, ребёнок должен хорошо представлять себе, за что его хвалят.
  Главное правило – выражать своё одобрение самым естественным образом. Помните, что похвала – это самая естественная и самая доступная форма поощрения. Похвала стимулирует деятельность ребёнка. Но в некоторых случаях слишком частая похвала может стать привычной и потерять свою стимулирующую способность. Чтобы этого не произошло, следует разнообразить формы похвалы. Разными способами дайте понять малышу, за что вы его хвалите. Это особо важно для детей более старшего возраста.   Выделяйте похвалу особой интонацией. Научите ребёнка ценить похвалу. Поощрение должно стать естественной частью общения между родителями и детьми. 
  Таким образом, начальное обучение ребёнка начинается в игре. Обучение представляет собой трёхступенчатый процесс (до, во время, после). Каждый этап следует планировать.
Важное значение для психического и личностного развития ребёнка и подготовки его к школе имеют специальные игры – упражнения на конструктивную деятельность. Они особо важны для детей с двигательными расстройствами, для которых также используются игры с разнообразными игрушками.
  Спектр предлагаемых ребёнку игр достаточно широк: это игры-драматизации, игры с предметами, настольно-печатные, словесные и др. Но во всех случаях игра является важнейшим фактором развития и организации жизни ребёнка.
Синдром стереотипных игр.
  Стереотипные игры возникают у детей в условиях социальной и эмоциональной депривации. У детей с синдромом госпитализма он наблюдается уже на первом году жизни, но особенно ярко он проявляется в возрасте после 1-1,5 лет. Проявления синдрома сходны с гиперкомпенсаторными депривационными играми в сочетании с некоторыми проявлениями аутистических стереотипических игр. Депривационная  игра состоит из однообразных двигательных стереотипий – раскачиваний, подпрыгиваний, вращений, перебираний пальцами, кручения головой. Эти действия могут сменяться игрой неигровыми предметами даже при наличии игрушек. Характерно, что игра происходит на фоне пониженного настроения без эмоционального оживления. Депривационная игра проявляется в виде выраженной задержки формирования игровых навыков. Характерной чертой этой игры является её принципиальная обратимость при изменении ситуации. 
  Психотерапевтическая роль игры.
Особо важное значение имеет развитие игры ребёнка с отклонениями в развитии. Направляя игру, родители учат его нравственным элементарным нормам поведения, помогая ему войти в коллектив здоровых детей. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными формами поведения ребёнка с отклонениями в развитии. Все проводимые с ребёнком занятия должны активно воздействовать не только на интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферу, но также и на его эмоции. С этой целью следует широко использовать различные музыкальные занятия или музыкальное сопровождение при проведении тех или иных занятий. Хорошо известно благоприятное влияние музыки на многих детей с отклонениями в развитии, и особенно на детей с болезнью Дауна. Часто прогресс в развитии такого ребёнка начинается в процессе проведения с ним музыкальных занятий. К  музыкальным занятиям очень восприимчивы дети с гидроцифалией и синдромом Ретта. 
При этом немалую роль играет настрой ребёнка, его эмоциональное состояние. Поэтому жизнь малыша надо наполнить красотой природы, игрой. Сказками, музыкой. Всё это даст толчок к практическому освоению мира.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.