Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Понравился ли Вам наш сайт?
Всего 62 человека

Страничка учителя-дефектолога

Дата: 15 ноября 2016 в 10:49, Обновлено 4 апреля в 10:11

Коррекционная работа с аутистическим ребёнком в условиях специального класса

Подготовила: учитель специального класса О.Н. Фалюк

  Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо "идти за ребенком", гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.

  Одна из главных задач учителя – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления: преодоление аффективной патологии,  установление контакта с аутичным ребенком.

  На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

  На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от учителя умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе . Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

  В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий. Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.

  Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.

  И, несомненно, учитель должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир.

  Основные методические приёмы, которые показали свою эффективность в работе с детьми с аутистическими нарушениями. К ним относятся:

  • 1)выполнение деятельности взрослым; 
  • 2)имитация взрослым поведения ребёнка;
  • 3)подстройка, подключение взрослого к деятельности ребёнка;
  • 4)стереотипии как основа работы с ребёнком;
  • 5)эмоционально-смысловые комментирование взрослым деятельности и поведения ребёнка;
  • 6)вербализация взрослым эмоций и чувств ребёнка.

  Охарактеризуем каждый из этих приёмов.

  Выполнение деятельности взрослым. Этот приём основан на наблюдениях за детьми с аутизмом, которые не способны вслед за взрослым повторить то, что он делает, но через какое-то время могут выполнить в точности все, что делает взрослым. Это происходит без специальной просьбы взрослого, в ситуациях, когда ребёнок предоставлен сам себе. Учитель не старается привлечь ребёнка к своим занятиям, он подчеркнуто самостоятельно занимается своим делом. Важно, чтобы учитель безучастно относился к присутствию ребёнка, как будто не замечал его, но зато подчеркнуто заинтересованно занимался своим делом, выражал положительные эмоции по поводу того, что он делает.

  Частое и систематическое использование данного приёма приведёт к тому, что ребёнок сможет самостоятельно повторять действия взрослого, выполнять то, что он наблюдал, и даже использовать слова, которые использовал учитель.

  Имитация учителем поведения ребёнка (отражённое взаимодействие). Этот приём основан на принципе "отзеркаливания": если один человек в точности повторяет все действия, высказывания, интонации, позу другого, то между ними возникает симпатия, чувство привязанности, и воздействие одного человека на другого осуществляется легко и продуктивно. Методика имитации особенно эффективна на начальных этапах работы с ребёнком с аутистическими нарушениями, когда контакт с ним удаётся установить с трудом или вообще не удаётся.

  Если ребёнок не обращает внимания на взрослого и он отрицательно реагирует на его поведение, нужно ослабить активность, но имитацию всё же продолжать. Результативность данной методики состоитв том, что ребёнок начинает обращать внимание на учителя, а затем и повторять то, что делает он.

 Подстройка, или подключение взрослого к деятельности ребёнка. Этот методический приём позволяет устанавливать контакт с ребёнком, когда взрослый подключается к его деятельности и постепенно начинает вносить в нее своё содержание. Методика подстройки основана на учёте специфических интересов ребёнка и использовании стереотипных форм его поведения. Это метод позволяет постепенно и осторожно устанавливать контакт с ребёнком. При осторожном, ненавязчивом вмешательстве взрослого в действия ребёнка последний постепенно начинает обращать внимание на те предложения, которые вносит взрослый, принимает их, и со временем они входят в репертуар самостоятельного поведения ребёнка.

  Стереотипии как основа работы с ребёнком. Этот методический приём основан на учёте специфических интересов ребёнка и использовании его стереотипных форм поведения. Для ребёнка стереотипные действия создают камфорную ситуацию, внутри которой он спокоен, не тревожится и ничего не страшится.  Использование методического приёма подстройки позволяет избежать механического повторения стереотипных действий ребёнком, но в тоже время помогает ребёнку чувствовать себя более комфортно в рамках повседневной жизни, так как стереотипные действия не удаляются, не запрещаются, а, наоборот, используются. В этих ситуациях важнейшая задача учителя - найти возможности расширения репертуара поведения, которое ребёнок ограничивает своей стереотипией.

  Эмоционально-смысловое комментирование взрослым деятельности и поведения взрослого. Этот методический приём учитывает отрешённость ребёнка, отсутствие у него реакции на окружающее, слабую реакцию на внешний мир, невключенность во взаимодействие со взрослыми. Расшифровывая название данного методического приёма, можно сказать, что учитель вслух комментирует все действия ребёнка, придаёт смысл тому, что кажется в его поведении бессмысленным, и делает это подчёркнуто эмоционально. Учитель наблюдает за спонтанным поведением ребёнка, не вмешивается в его активность, не стремится что-либо изменить. Использование данного приёма помогает ребёнку осмыслить и понять происходящее.

  Вербализация взрослым эмоций и чувств ребёнка - продолжение или конкретизация приёма эмоционально-смыслового комментирования. Этот методический приём направлен на решение нескольких задач во взаимодействии с ребёнком с аутистическими нарушениями.

  Использование данного методического приёма предполагает умение взрослого наблюдать за ребёнком и определять причины его поведения (почему ребёнок кричит, прыгает на одном месте, почему он спрятался в шкаф и т.д.). Распознав причину трудного или проблемного поведения, взрослый сообщает об этом ребёнку, используя словесные выражения, которые тот сможет понять. Например, ребёнок залезает в шкаф и закрывает дверцу, учитель сообщает ему: "Ты спрятался, потому что испугался дядю, который к нам пришёл. Но дядя уже ушёл, и ты можешь выходить.

 В результате длительного и систематического использования этого приёма некоторые дети могут даже сами начать употреблять словесные выражения взрослого для регуляции своего поведения.

  При обучении необходим положительный настрой: учитель радуется успеху ребёнка, игнорирует его неуспехи, старается направлять по верному пути, предупреждая ошибки. Это будет способствовать повышению интереса ребёнка к занятиям, стимулировать его желание к общению.

  Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком – тонкое, даже деликатное дело. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.   

  При работе требуется творческое применение всего материала, возможно его видоизменение в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.

  В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

● необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

● по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

● учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

● помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем.

Позитивное реагирование на проблемное поведение подростков с синдромом Дауна.

Подготовила: учитель специального класса О.Н. Фалюк

   Цель данной статьи – идентифицировать и понять взаимосвязь между синдромом Дауна и наличием проблемных поведенческих проявлений. Каждый вид поведения, будь то негативный или позитивный по природе, имеет свою цель. Поэтому очень важно определить, почему подростки с синдромом Дауна прибегают к нежелательным поведенческим проявлениям. Как только определены причины, становится возможным выстроить подходящие стратегии, которые могли бы минимизировать или предотвратить  нежелательное поведение.

  Что вызывает проблемные поведенческие проявления, связанные с синдромом Дауна?

   Представленная ниже информация далеко не полная, но, тем не менее, описывает некоторые типичные особенности синдрома Дауна и показывает, как они могут порождать проблемные поведенческие проявления:

  • Упрямство. У родителя девушки с синдромом Дауна спросили: «Какой самый главный фактор, порождающий проблемы для вашей дочери?» Ответ был: «Упрямство, упрямство…».

  Подростки с синдромом Дауна могут быть исключительно упрямы. Они в совершенстве используют поведение, которое называется «отключение».  Это проявляется или через полный отказ подчиняться любым требованиям взрослых, или через мастерски организованное переключение родителя/учителя на виды деятельности, которые они предпочитают. Избегание нежелательной ситуации может быть весьма выгодным. Наградой за многие проблемные поведенческие проявления является возможность для подростка избежать или уйти от нежелательных ситуаций.

  • Рутинные действия. Мы все следуем определенным рутинам в своей повседневной жизни. Однако, люди с синдромом Дауна могут иметь очень сильное тяготение к жестким рутинам. Это желание может быть настолько сильным, что способно привести к навязчивым поведениям. В исключительных случаях бывают очевидны проявления обсессивно-компульсивных расстройств.
  • Формирование речи. Задержки речевого развития встречаются достаточно часто. У некоторых людей с синдромом Дауна речевые трудности сохраняются в течение всей жизни. Следовательно, проблемное поведение может проявляться из-за фрустрации, вызванной тем, что человек не может озвучить свои чувства и потребности. С другой стороны, любое нарушение языкового восприятия может означать, что человек не понимает, какого поведения в различных социальных контекстах от него ожидают.

СТРАТЕГИИ И ВМЕШАТЕЛЬСТВО

  Большое внимание уделяется (и совершенно обоснованно) обучению молодых людей с особыми потребностями навыкам обучения, языковым навыкам и социальным навыкам. Однако, как насчет поведения? Многие молодые люди с  синдромом Дауна и другими особенностями развития  проявляют проблемные поведения, потому что:

  • Они быстро приводят к желаемому результату.
  • Они увидели, как кто-то другой использует проблемное поведение как средство получения желаемых результатов, и получают удовлетворение,  копируя это поведение.
  • Никто систематически  не обучает человека, как правильно себя вести для того, чтобы его потребности были удовлетворены. Попытайтесь вспомнить, как вас впервые обучали какому-то новому навыку, например, как сделать бутерброд с арахисовым маслом. Вероятно, инструкции, которые вам давались, были простыми и преподносились в правильной последовательности. Мотивацией, чтобы точно следовать получаемым инструкциям, была награда в виде вкусного бутерброда.

  Следовательно, реагирование на проблемное поведение должно бать похоже на приготовление бутерброда, потому что  оно должно быть:

  • Тщательно спланировано
  • Давать возможность обучения желательному поведению в правильной последовательности и в контексте
  • Должно подобающим образом и последовательно вознаграждаться

  Ниже приведены примеры, которые подтверждают необходимость ОБУЧЕНИЯ соответствующим альтернативным видам поведения.

УПРЯМСТВО И УКЛОНЕНИЕ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

  Как многие подростки, Джеймс не хочет ложиться спать в то время, на котором настаивают его родители. Он отказывается оставаться в своей спальне, постоянно вылезает из постели и входит из комнаты, чтобы попросить попить или посмотреть телевизор. Если его отправляют назад в постель, он начинает кричать и плакать.

СТРАТЕГИИ

Краткосрочные

 Первичное реагирование на нежелательное поведение Джеймса: его проигнорировать, и отправить Джеймса в постель. Но оно будет успешным только если:

  • Вы не будете устанавливать визуальный контакт с Джеймсом
  • При разговоре с ним вы употребите минимальное количество слов
  • Не должно быть вообще никакой реакции на проблемное поведение Джеймса: ни позитивной (уступить требованиям Джеймса), ни негативной (ругать или наказывать его)

Долгосрочные

  Джеймса необходимо обучить, какие альтернативные виды поведения вы ожидаете от него. Этому можно обучать следующим образом:

  • Джеймс должен лежать или сидеть на постели в течение 5 минут
  • Если он сидит на постели, то при этом просматривает картинки в книге. Родитель/воспитатель скорее всего должен будет «смоделировать» это поведение для Джеймса
  • Внимательно слушать аудиозапись истории/сказки

Награда Если Джеймс научится следовать запланированным стратегиям, его необходимо поощрить за хорошее поведение. Наградой может быть короткий рассказ, который ему прочитает родитель.

Игра – основное средство обучения и

 воспитания детей с ТМНР

  Подготовила: учитель С.А.Селюн

Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения и воспитания детей  с ТМНР. Усвоение детьми знаний, приобретение умений в игровой форме происходит  гораздо лучше.

  В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполнят жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогатят  их, создадут радость успеха,  хорошее настроение.

   Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности;

● Развитие эмоционально- волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

        Для решения поставленных задач в процессе обучения и воспитания  использую следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

е) – конструктивные.

         Каждый вид игры выполняет определённые функции.

 1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности учащихся. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

   2.  В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас. например «Прием у врача», «Покупки в магазине», «Парикмахерская».

   3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа.

  4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

   5.  Конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

  Детей с особенностями развития необходимо обучать различным видам игр. Так как дети играют примитивно, игра состоит из однообразных движений. Живой интерес умение заниматься игрушкой у него отсутствует. Нередко он ее грызет, сосет, мнет, рвет и ломает. Первоначально для игры следует использовать кубики, палочки, шары. Без обучения пользованию игрушками ребенок долгое время может перекладывать игрушки с места на место.

  При проведении  игр с детьми взрослый должен быть их активным участником. Он направляет ход игры и через нее воспитывает и обучает. С ребенком все время нужно общаться, развивать его наблюдательность, подражательность, внимание, память, речь. Не стоит давать ребенку много игрушек для самостоятельной игры, гораздо ценнее проводить с ним совместные игры.

Советы родителям детей с аутизмом.

Подготовила: учитель С.А.Селюн

  • Будьте логичны и последовательны. Если вы избрали определенную модель поведения  с ребенком — придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
  • Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за неделю. Можете завести дневник, в котором будете записывать все (даже небольшие) успехи ребенка. Эти записи будут напоминать вам о том, что вы движетесь в правильном направлении.
  • Не наказывайте ребенка. Ребенок, больной аутизмом, не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.
  • Делайте с ребенком физические упражнения: они помогают снизить стресс и приносят положительные эмоции. Например, большинство детей с аутизмом любят прыгать на батуте.
  • В течение дня устраивайте ребенку перерывы, во время которых он сможет побыть один. Вы можете оставить его в детской комнате, во дворе и т. д. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке и не мог себе навредить.
  • Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу. Иногда ребенок, научившись определенному действию (например, ходить в туалет дома) не сразу может применить его в других областях своей жизни (на пример, пойти в туалет в школе). Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.
  • Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
  • Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.
  • Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т. д.

Как помочь ребенку научиться общаться?

Подготовила: учитель С.А.Селюн

Общение подразумевает обмен вербальными (с помощью слов) и невербальными (с помощью жестов, мимики) сообщениями между людьми. Большинство детей с аутизмом имеют затруднения при общении с другими людьми.

Вот несколько советов, которые могут вам помочь:

  • Даже если ваш ребенок не способен общаться с помощью слов, он все еще может поддерживать контакт с окружающими с помощью звуков, взгляда, жестов, картинок, предметов и т. д. Постарайтесь найти способ общения, подходящий вашему ребенку, попробовав по очереди все возможные варианты.
  • Если ребенок не может самостоятельно сообщить о том, что ему нужна помощь, для родителей бывает соблазнительно сделать что-то вместо ребенка. Например, мама не ждет, пока ребенок постарается сам завязать шнурки и завязывает их за ребенка. Так поступать не желательно, так как вы не развиваете у ребенка инициативу. Лучше сначала спросить, нужна ли ребенку помощь и при получении положительного ответа можете помочь.
  • Старайтесь вовлечь ребенка в игры с другими детьми. Дети с аутизмом стремятся играть в одиночестве, поэтому родители должны стимулировать его общаться с другими детьми. Даже если ваш ребенок злится на других детей — продолжайте попытки приобщить его к игре. Злость и раздражение — это тоже способ общения и выражения своих эмоций. Вскоре ребенок поймет, что общаться с другими детьми может быть интересным.
  • Не торопите ребенка, когда он выполняет свои повседневные задачи. Детям с аутизмом требуется несколько дополнительных минут для того, чтобы осмыслить свои действия.
  • Во время игр с ребенком будьте его партнером, а не лидером. По мере развития навыков общения необходимо также формировать у ребенка инициативу.
  • Всегда хвалите ребенка, когда он начинает общение самостоятельно. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.
  • Создавайте повод для общения. Если у ребенка есть все, что ему надо, у него не будет стимула что-то просить у взрослых, и, соответственно, общаться.
  • Позвольте ребенку самому определить, когда пора закончить игру или занятие. Следите за мимикой ребенка — она может подсказать вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может самостоятельно выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «Хватит», «Все» и т. п.

                                                    

Как научить ребенка с аутизмом повседневным навыкам?

Подготовила: учитель С.А.Селюн

Чистка зубов очень важна, так как позволяет предотвратить развитие кариеса и других заболеваний зубов и ротовой полости. У вас есть два варианта: чистить зубы ребенку, либо научить ребенка делать эту процедуру самостоятельно. Обучение ребенка чистке зубов может быть длительным, но все-таки это возможно. Не существует универсальных методов обучения, которые подошли бы любому ребенку с аутизмом: иногда этого можно добиться с помощью карточек, на которых имеются пошаговые картинки-инструкции, иногда в процессе игры с ребенком, иногда на собственном примере.

Посещение туалета может оказаться сложным для любого ребенка, но у детей с аутизмом этот процесс может вызвать особые затруднения. Обучение ребенка посещать туалет самостоятельно может затянуться на несколько месяцев. Лучше начать обучение ребенка тогда, когда он начнет понимать, что хочет в туалет (это можно заметить по его поведению, мимике и пр.)

Ваш ребенок сначала может не понять смысла в отказе от подгузников, в которых ему было так удобно несколько лет. Переход с подгузников к использованию горшка не желателен, так как у ребенка сформируется новая привычка, и в будущем вам будет намного сложнее отучить его от горшка и научить посещать туалет. Поэтому рекомендуется от подгузников сразу перейти к туалету.

Постарайтесь отметить время дня, в которое ваш ребенок опорожняет мочевой пузырь или кишечник (если вы кормите ребенка по расписанию каждый день, то опорожнение так же происходит примерно в одно и то же время суток). Во время того, как ребенок писает или какает, покажите ему фотографию туалета и произнесите «(имя ребенка), туалет». Меняйте подгузник ребенка в комнате, где есть унитаз: так ребенок начнет связывать свои отправления с посещением туалета. В те часы суток, когда ребенок чаще всего испражняется — отведите его в туалет, разденьте и посадите на унитаз. Даже если ребенок не опорожнил мочевой пузырь или кишечник, продолжайте вести себя так, как будто это произошло: воспользуйтесь туалетной бумагой, оденьте ребенка, вымойте ему руки и выведите из туалета. Каждый раз, когда ребенок справляет нужду вне туалета — как можно скорее отведите его туда. Обязательно награждайте ребенка, если он пописал или покакал в унитаз (похвалите его или дайте любимую игрушку, печенье и т. д.)

Мытье рук очень важно после посещения туалета и перед едой. Во время обучения всегда выполняйте все действия в одной и той же последовательности. Например: поднять рукава-открыть кран-намочить руки-взять в руки мыло-намылить руки-положить мыло-сполоснуть руки-закрыть кран-вытереть руки-опустить рукава. Первое время стойте рядом с ребенком и помогайте ему, направляя его действия, либо подсказывая с помощью карточек.

Обучение детей с аутизмом.

Подготовила: учитель С.А.Селюн

Обучение ребенка производится по особым методикам, разработанным известными психологами, педагогами или психиатрами.

 Наиболее распространенные учебные программы для детей с аутизмом:

  1. Прикладной поведенческий анализ — это учебная программа, которая помогает ребенку научиться анализировать свое поведение и делать выводы, что хорошо, а что плохо. В этом ребенку помогает психолог, который каждый раз вознаграждает его за правильное действие. Эта программа имеет множество этапов, от самого простого (научить ребенка спокойно сидеть за столом) до более продвинутых (формирование разговорной речи у ребенка и пр.)
  2. «Время на полу» — это учебная методика, которая предлагает родителям или учителю регулярно проводить несколько часов в день с ребенком на полу, играя. Игры при этом являются частью лечения и формирования у ребенка навыков к общению.
  3. Программа ТЕАССН — Лечение и обучение детей с аутистическими и другими типами расстройств общения. Эта учебная методика основана на индивидуальном подходе, который разрабатывается в зависимости от целей обучения, потребностей и особенностей конкретного ребенка. Эта техника включает в себя другие методы обучения, такие как прикладной поведенческий анализ, обучение с помощью карточек или картинок и пр.
  4. Методика «Больше, чем слова» помогает родителям понять способы общения их ребенка с окружающими. Не всегда ребенок с аутизмом может выразить свои желания словами, но родители могут понять его, проследив за мимикой, жестами ребенка, его взглядом и т. д. Поняв средства общения ребенка, родители (или психолог) помогают ему сформировать новые методы, более понятные окружающим (например, с помощью слов, жестов или карточек).
  5. Социальные истории — это своеобразные сказки, которые описывают определенные ситуации, связанные со страхами или беспокойством ребенка. Такие истории могут быть написаны педагогом или родителями ребенка. В социальных историях описывается ситуация, объясняются мысли других людей и их эмоции, а также подсказывается желательная реакция ребенка в этой ситуации.
  6. Система общения с помощью обмена карточками применяется при тяжелых формах аутизма, когда ребенок не может разговаривать. В этом случае ребенку помогают запомнить, что означает та или иная карточка, после чего он использует карточку для общения. Эта система помогает ребенку проявлять инициативу в общении, а также облегчить процесс общения с окружающими.

Зачем ребенку верить в Деда Мороза?

Учитель-дефектолог Сколубович Н.С.

Все меньше и меньше остается времени до самого веселого, самого волшебного, самого чудесного праздника – Нового года. Его с нетерпением ждут не только дети, но и все взрослые. 

Новый год - это самые приятные воспоминания из детства: подарки, конфеты, нарядная елка, костюмы, хоровод вокруг елки и Дед Мороз со Снегурочкой.

Многие родители заранее спрашивают у детей, что они хотели бы получить в подарок от Деда Мороза, пишут ему письма. И конечно, некоторые задаются вопросом: нужно ли поддерживать у ребенка веру в Деда Мороза?

Не все родители поддерживают веру своих малышей в Деда Мороза. Одни считают, что не следует лгать ребенку — в любом случае он когда-нибудь узнает правду и сильно разочаруется. Другие считают, что дети должны ценить усилия своих родителей, которые стараются подарить к Новому году что-то приятное и обрадовать своего ребенка. 

Верит ли ваш ребенок в Деда Мороза? Если верит — не стоит разрушать его детскую веру в сказку.

Ребенок живет сказочным мироощущением. Весь мир для него — чудо. Разрушение веры в Деда Мороза — это одно из первых столкновений с миром взрослых, с суровой реальностью, где сказке нет места. Но именно детская вера в чудо будет давать ему надежду в трудных ситуациях. Важно и то эмоциональное переживание, которое испытывает ребенок, получая волшебный подарок от доброго старика. 

Возможно, он забудет многое из того, как встречал Деда Мороза в детстве, как ждал его прихода, как с восторгом разворачивал свой подарок, но в подсознании останется та радость и счастье, которое он испытывал в эти минуты своего детства. Радостное ожидание чуда и исполненные заветные детские желания станут положительным ресурсом его личности.

Готовимся к Новому году с детьми 2-4 лет.

Очень важно подготовить к встрече с Дедом Морозом детей до трех лет, чтобы они его не испугались, особенно если тот к ним еще ни разу не приходил. Маленьких детей не готовьте к Новому году задолго. Время для них тянется медленно. Нетерпеливый ребенок измучается от долгого ожидания. 

  • Рассказывайте малышу о Деде Морозе. Кто он такой? Как он выглядит? Он добрый, дарит подарки и любит маленьких детей. Объясните, что нужно делать, когда придет Дед Мороз, рассказать стихотворение или спеть песенку, а Дед Мороз обязательно подарит подарок, а вот какой — это сюрприз.

  • Разучите стихи и новогодние песенки с ребенком.

  • Купите книжку со сказками про Деда Мороза, новогодними песнями и рисунками новогодней елки, посмотрите вместе мультфильм, где присутствует Дед Мороз.

  • Купите ребенку игрушечного Деда Мороза и вместе поиграйте с ним.

  • Объясните, что вы скоро вместе пойдете на новогодний праздник. Там будет много детей, и придет Дед Мороз со Снегурочкой. Дети будут водить хороводы, и петь песни, а Дед Мороз будет дарить подарки.

Готовимся к Новому году с детьми 4-7 лет

В этом возрасте ребенок уже знаком с Дедом Морозом и не боится его. Но он ожидает получить какой-то желанный подарок. Для детей подготовка к празднику усиливает те счастливые чувства от получения подарка, новогодних хороводов и семейного торжества.

  • В этом возрасте для ребенка очень важно поучаствовать в хороводе на детском празднике, спеть песенку и получить за это подарок. Не забудьте похвалить ребенка за это. 

  • В декабре выходите на прогулки по празднично украшенному городу, позвольте выбирать ребенку украшения для елки, хлопушки, ракеты, серпантин и бенгальские огни, украшайте дом и елку вместе и обсуждайте с ребенком праздничное меню. 

  • Напишите письмо Деду Морозу. После этого организуйте тайком от малыша «ответ» Деда Мороза.

  • Если после детского утренника ребенок расстроен, что подарок не тот, который он хотел получить, пообещайте, что Дедушка Мороз обязательно придет еще раз волшебную новогоднюю ночь и оставит «настоящий подарок», именно тот, о котором он мечтал.

Не бойтесь веры ребенка в Деда Мороза, она поможет и Вам, и вашему ребенку получить огромное количество позитивных эмоций от этого волшебного праздника.

Даже эта небольшая информация, которую донесёте до ребёнка, именно ВЫ, его мама и папа, оставят сильное впечатление в  его душе и памяти! И он с гордость будет рассказывать об этом и добавлять: «Об этом мне рассказали мама и папа!»

О ДЕТЯХ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Учитель спец. класса:     Фалюк О.Н.

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Даже после того, как ребёнок с синдромом Дауна начинает ходить в школу, у него остаётся много времени для общения с другими людьми дома и в ближайшем окружении.

Большую часть свободного времени ребёнок проводит не в школе, а дома, во дворе, в обществе. Очевидно, что он учится не только в школе; знакомство с ранее неизвестными явлениями окружающего мира, приобретение нового опыта происходит дома, во время общения с живущими по соседству людьми и с друзьями во время игр. Ребёнок с синдромом Дауна усваивает этот опыт и знания особенно эффектно в том случае, если любящие и понимающие члены семьи помогают ему использовать его потенциальные возможности в большей степени.

Ребёнок с синдромом Дауна может извлечь для себя пользу из самых разных повседневных дел. Особенно большое значение домашние занятия имеют для развития ребёнка. Навыки самообслуживания формируются главным образом дома – во время одевания и раздевания. Детей необходимо приучить к обычным гигиеническим процедурам: чистке зубов, мытью рук, уходу за волосами и за обувью. Ребёнок с синдромом Дауна лучше принимают в обществе, если он выглядит чисто и опрятно, если его причёска и одежда соответствует тому, как причёсываются и одеваются его ровесники в настоящее время.

Немаловажное значение для ребёнка с синдромом Дауна имеет и эмоциональная сторона жизни. Этим детям, как и всем остальным, необходимо, чтобы их любили, уделяли им внимание и принимали такими, какие они есть. Им нужно окружение, в котором они чувствовали бы себя защищёнными, и которая способствовала бы повышению их самооценки и независимости.

Еще одна область, в которой положительное влияние родителей сказывается вполне определённо – это развитие самостоятельности. По мере взросления ребёнка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца. Для того чтобы, ребёнок сумел испытывать чувство удовлетворения, необходимы такие условия, в которых при решении задачи он не будет испытывать особых трудностей, и сможет успешно справиться. Менее благоприятные условия могут привести к разочарованию. Однако это не значит, что дети с синдромом Дауна  никогда не должны сталкиваться с новыми непростыми обстоятельствами. Умение человека должным образом вести себя в обществе непосредственно влияет на то, как общество принимает его. Таким образом, благодаря существованию общественных правил поведения ребёнок узнаёт, что такое ответственность и порядок.

Приобщение к миру, находящемуся вне стен дома или школы, может дать много новых волнующих переживаний, которые тоже являются источником новых знаний и опыта.

Для того, чтобы жить в обществе, дети с синдромом Дауна должны достичь определённой степени понимания жизни общества. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило.

Хотя социальные отношения являются важной стороной жизни, дети должны уметь проводить часть дня в одиночестве. Им следует научиться занимать себя. Время, проводимое в одиночестве, тоже полезно для развития. Именно в такие часы ребёнок может усвоить идеи, с которыми столкнулся, попробовать самостоятельно сделать что-то новое. Он должен иметь подходящие игрушки и материалы, чтобы в одиночестве не скучать и не прибегать к самостимуляции.

Ребёнок в среднем имеет более 60 часов свободного времени в неделю. Чем же может заниматься ребёнок в свободное время, чтобы развлечься и получить удовольствии? К таким занятиям следует отнестись серьёзно, помимо прочего, они являются мощными средствами познания и приобретения опыта, то есть ключевыми элементом в развитии детей с синдромом Дауна. Участвуя в развлекательных мероприятиях, ребёнок может извлечь из них немалую пользу. Помимо других положительных моментов, они могут дать ему возможности ощутить успех, осознать способности собственного тела, столкнуться и попытаться решить задачи физического и умственного характера; повысить самооценку; приобщиться к жизни местного общества, посоревноваться; творчески выразить себя;  завести новых друзей; развлечься, поупражняться, испытать ощущение причастности; обнаружить в себе новые таланты; улучшить спортивные навыки; развивать мышечный тонус и координацию движений, найти выход для эмоций, расслабиться, получить удовольствие.

Большое удовольствие дети получают от совместных игр со сверстниками, которые можно организовать дома.

Музыка также прекрасно помогает приятному проведению времени как в одиночестве, так и в компании. Движения помогают в развитии навыков общей моторики, учат сохранять равновесие. Они являются средством самовыражения. Ритмичные танцы улучшают координацию движений и делают сами движения более грациозными. Такие занятия доставляют ребёнку удовольствие и дают уверенность в себе на долгие годы.

Посещение театров, музеев также дарят детям положительные эмоции.

Проводить свободное время можно активно и пассивно. Занятия спортом будут способствовать разностороннему развитию ребёнка, а используя свои физические возможности, он сможет повысить общий уровень свое приспособленности к жизни, выносливости, развивать мускулатуру, улучшить координацию движений качество навыков общей моторики.

Являясь полноценными членами общества, люди с синдромом Дауна могут так же, как их здоровые сверстники, вести активный образ жизни.

«Подготовка руки к письму»

Учитель спец. класса:    Фалюк О.Н.

Чем же можно позаниматься с ребёнком, чтобы развить  мелкую моторику рук

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину ,тесто.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики (от  мелких  до  средних  размеров).

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка  (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался.)

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свой пальчик, и крепкие, которые не разожмешь.

- Двумя пальцами рук (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

- Показать отдельно только один пальчик – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец – большой.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Кистями рук делать «фонарики».

- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Нанизывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

- Складывание матрешек.

- Игра с вкладышами.

- Рисование в воздухе.

- Игры с песком, водой.

- Мять руками поролоновые шарики, губку.

- Шить, вязать на спицах.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

- Резать ножницами.

- Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т.д.).

Три основных момента, перед началом обучения ребёнка письму:

1)научить ребёнка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

2)научить ребёнка правильно удерживать ручку;

3)научить ребёнка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Когда пишем, соблюдаем следующее  правила:

1.Сидим при письме прямо, не сгибаемся;

2.Придерживаем тетрадь (бумагу) левой рукой;

3.Писать прямо, а наклон будет создаваться за счёт наклонного положения тетради (бумаги);

4.Опираться спиной на спинку стула, но не опираться грудью на стол;

5. Туловище, голову, плечи держать ровно;
6. Обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

 

Как  правильно держать ручку

Для обучения навыкам правильного письма лучше выбирать самые простые шариковые или гелевые ручки – диаметром не больше 7 миллиметров и длиной около 15 сантиметров. Толстые или длинные сувенирные ручки, ручки с широкими ребрами, «компактные» ручки с небольшим диаметром или короткие ручки сильно затрудняют постановку руки.
Представим, что на среднем пальце правой руки есть «подушечка»: на эту «подушечку» укладываем ручку, указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху.
Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.